Музейный экспонат. Рушники
 


Музейный экспонат. Рушники в собрании Подольского краеведческого музея

 

Неопровержимым свидетельством культуры служат вещественные памятники, бережно хранимые в музейных коллекциях. В постоянной экспозиции и фондах Подольского краеведческого музея хранятся образцы тканей, предметов домашнего текстиля и одежды крестьян и мещан Подольского уезда. В конце XIX – начале XX века наибольшее распространение среди населения получили тонкие полотна и более грубые ткани типа холста. Из полотна шили верхние части женских рубах, мужские рубахи, полотенца, простыни, наволочки. Холст применяли для изготовления нижних частей рубах, мужских портов, рабочих юбок и других бытовых предметов. Вплоть до первой трети XX века одним из самых распространенных способов украшения текстиля оставалась вышивка, которой украшали праздничную и обрядовую одежду: рубахи, передники, головные уборы, а также предметы интерьера (каймы простыней, скатерти, полотенца). Вышивка являлась домашним занятием и не имела ремесленнического значения.


По технике исполнения вышивки подразделяются на две группы: выполненные по контурам узора (несчетная техника) и выполненные по счету нитей ткани (счетная техника). В Подольском уезде знали и использовали разнообразные виды техник и швов. Среди счетных швов выделялись «набор под браное ткачество», «двусторонний шов», «крест», выполняемые по цельной ткани, «вязьбление» и «шов по выдергу» по разреженной ткани. Из несчетных швов мастерицы использовали «тамбурный шов», «веревочку» и «гладь», а также строчевую технику в сочетании с тамбуром.

 

Среди предметов домашней утвари в коллекции краеведческого музея выделяются рушники начала  XX века. Слово «рушник» трактуется по-разному. В северных областях России традиционно относят его происхождение к слову «руки», то есть рушник - это ткань для вытирания рук. Полотенце на Севере России – это кусок полотна или домотканого холста, украшенный по концам вышивкой, кружевом, ткаными узорами. В южных областях России слово «рушник» происходит от слова «рушить», «отрушить», то есть отрезать, отрывать. Издавна рушник-полотенце нес семантическую нагрузку. Рушник был неотъемлемым атрибутом праздничных и семейных обрядов. Композиция орнамента, украшающая рушник, может состоять из одного или нескольких мотивов: геометрических, зооморфных, включающих в себя орнитоморфные мотивы (изображения птиц), тератологических (изображения небесных светил, предметов материальной культуры), растительных мотивов, а также антропоморфных. Антропоморфные мотивы в свою очередь подразделяются на две большие группы – архаические, отражающие древние мифологические представления и бытовые (жанровые).

К концу XIX века активно развивалась вышивка крестом, постепенно вытесняя другие техники вышивки. Развитие промышленности и быстрый рост городов привели к взаимному влиянию светской городской и народной культур. В это время наибольшее предпочтение в орнаментике получает мотив цветка розы. «Крестообразную розу» можно отнести к относительно новым орнаментам. Происхождение этого орнамента часто связывают с геометричными орнаментами и розетками, выполненными «крестиком». Мотив розы развился под влиянием западноевропейской культуры и близок по схеме рисунку шиповника или мальвы. В начале XX века этот мотив был необычайно популярен в мещанской и дворянской среде. Розы, как элемент райского сада, использовались не только в вышивке, но и во всем декоре интерьеров усадебных домов. Распространению орнаментов с мотивом розы способствовали во второй половине XIX века целые альбомы орнаментов, издаваемые различными компаниями в целях рекламы своей продукции. Самыми активными в этом вопросе выступали парфюмерно-косметические фирмы «Товарищество Брокар и К», «Парфюмерная лаборатория И.Голлендер» и «Ралле и К», различные приложения к журналам, предлагавшие своим читательницам модные схемы вышивок «в русском стиле» для самостоятельного вышивания. Примечательно, что мотив собственно розы не имеет исторических корней в древних славянских символах, а связан уже с христианской традицией. В народной культуре красная роза стала символом любви, молодости, жизни. Возвращаясь к геометрическим орнаментам, положенным в основу орнаментального мотива «роза», необходимо отметить, что крестообразная или звездчатая композиция этих орнаментов сближает их с дохристианскими символами небесных светил (солнца и звезд).

В фондах Подольского краеведческого музея хранятся рушники, характерной особенностью которых является сочетание стилизованного флорального орнамента с пословицами и поговорками. Рушники отражают тенденции развития культуры домашнего текстиля рубежа XIX – XX веков. Так один из рушников из белого льняного полотна декорирован в концах широкими полосами вышивки, выполненной в технике «крестик» с использованием  черных и красных хлопчатобумажных нитей. Растительный орнамент вышивки включает мотивы стилизованных цветов и листьев (розы). Концы рушника отделаны вязанным кружевом, выполненным крючком в виде ромбиков и полукруглых цветов с мелкими фестонами по краям. Край ткани соединен с кружевом тонкой мережкой. На одном из концов рушника над вышитым орнаментом по центру в той же технике вышита корона, а под ней размещен вензель ПК и слова пословицы «КТО ДЕНГИ БЕРЕЖЕТЪ». Окончание пословицы «ТОТЪ БЕЗ НУЖДЫ ЖИВЕТЪ» расположено на противоположном конце рушника.


Другой рушник выполнен из домашнего холста и не содержит отделки кружевом. Края этого рушника подшиты на швейной машинке.  Концы декорированы вышивкой крестом черными и красными хлопчатобумажными нитями. Рисунок вышивки более архаичный, напоминающий орнаменты, характерные для браного ткачества или вышивки двусторонними швами. Центральный мотив орнамента – геометризованные восьмилепестковые звездчатые розетки и ромбы. Над орнаментом расположена вышитая надпись, так же, как и в описанном ранее рушнике, разнесенная по концам: «НИ ТРУДНА БЫЛА РАБОТА      УГОДИТЬ БЫЛА ОХОТА».


Знакомство с музейными предметами из фонда текстиля Подольского краеведческого музея, наряду с другими источниками, способствует складыванию более полного представления о культуре, быте и традициях, существовавших в Подольском уезде вплоть до 1930-х годов и оказывает благотворное влияние на развитие творческого потенциала современного посетителя нашего музея.

О.М. Шеболдаева, зав. экскурсионно-массовым отделом МУК «ПКМ»

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»